«Яджурведа» в известном смысле отмечает переход от древних мантр к позднейшему типу ведической литературы,  называемой  «Брахманами». Эта Санхита сохранилась в двух видах, носящих названия «Белая Яджурведа» («Шукла-Яджурведа») и «Черная Яджурведа»   («Кришна-Яджурведа»); различие между ними заключается в том, что первая состоит лишь из заклинаний и формул, используемых при исполнении ритуалов, а вторая содержит к тому же высказывания мнений о ритуалах и их обсуждение.  Эти  обсуждения превращаются в особую тему Брахман. Заклинания Яджурведы изложены отчасти в стихах и отчасти в прозаических фразах, обычно называемых «формулами». Именно в последних мы должны выявлять характерные черты  «Яджурведы»: они назывались  яджус, и от них Санхита получила свое название. Однако для нас эти прозаические формулы вряд ли имеют смысл, и даже если имеют, то смысл представляется гротескным, абсурдным, даже беспорядочной смесью идей. Действительно, они и не должны были иметь смысл вообще; вернее, задуманные как заклинания, они, как предполагалось, обладали магической силой. И всё же нельзя недооценивать значение «Яджурведы». Она дает нам возможность понять отношение древних ведических народов к своим ритуалам. Ритуалы, как предполагается в тексте, были откровенно магическими. Несомненно, что в «Яджурведе» упоминается много божеств, но цель ритуалов заключалась не в том, чтобы умилостивить их, а в том, чтобы посредством магии заставить их служить определенным целям. «Большинство жертвенных обрядов, как и яджус-формул, предназначалось не для поклонения йогам, а для того, чтобы воздействовать на них, заставить их исполнить желания приносящего жертву».