«Миманса-сутра» — первоисточник этой системы — представляет собой собрание 2500 афоризмов, приписываемых Джаймини. Она считается наиболее древней из сутр, и определить точное время ее создания невозможно; она появилась, по-видимому, в период от 200 годов до н. э. до 200 годов н. э., однако происхождение философии должно быть еще более древним. Джаймини сам приводит значительное число выдержек из произведений своих предшественников. Теоретические обсуждения ритуалов, главной темы мимансы, были предприняты в литературе Бракман, прямым результатом которой и явилась миманса.

Джаймини — это очень древнее имя, но исторические данные о нем полностью отсутствуют. Один из переработанных текстов «Самаведы», так же, как и сопровождающая его Брахмана, носят его имя. Весьма странно, что имя Джаймини упомянуто в «Миманса-сутре», причем, по меньшей мере один раз, в качестве явного противника. По-видимому, другие мимансаки, жившие ранее, также носили это имя, причем их взгляды на ритуалы расходились. Существует мнение, что Джаймини— это древняя готра, то есть название рода.

Наиболее старый из сохранившихся до настоящего времени комментариев к «Миманса-сутре» был сделан Шабарой и, следовательно, называется «Ша-бара-бхашья». О Шабаре также нет никаких исторических данных. Г. Джха считает, что он жил не позднее IV в. н. э., однако были комментаторы, жившие раньше Шабары, который излагает их взгляды и приводит выдержки из их произведений. Наиболее выдающимся из них считается некий Вриттикара. Однако более древние комментарии были утеряны, и «Ша-бара-бхашья» стала основой для всех последующих обсуждений системы миманса.

После Шабары крупнейшими мимансаками были Прабхакара и Кумарила. Они оба комментировали «Шабаракбхашью». Основная работа Прабхакары называется «Брихати», а вторая работа, меньшего размера,—«Лагхви». Работа Кумарилы состоит из трех частей, озаглавленных «Шлока-варттика», «Тантра-варттика» и «Туятика», причем первая с точки зрения философии является наиболее важной.

Взгляды Кумарилы, Бхатты и Прабхакары значительно отличались, иногда эти различия носили принципиальный характер. В результате произошел раскол мимансы на две школы, названные согласно именам их представителей, то есть школа Бхатты и школа Прабхакары. По преданию Прабхакара был учеником Кумарилы и за резкую критику своего учителя получил от самого Кумарилы саркастическое звание гуру, что значит «наставник». Однако Джха считает эту точку зрения необоснованной. По его мнению, Прабхакара жил раньше Кумарилы, жизнь и деятельность которого, по-видимому, следует отнести к VIII в. н. э. Кит отвергает, как явную выдумку, предание о том, что взгляды Кумарилы якобы разбил великий философ адвайта-веданты Шанкара, так как Кумарила, несомненно, жил раньше Шанкары.

Наиболее выдающимся представителем школы Прабхакары был Шаликанатха,  живший, видимо, в IX в. н. э. Его «Пракарана-ланчика» считается типичным изложением взглядов данной школы. Он также написал «Риджувимала» и «Дипашнкха», представляющие собой комментарии к произведениям Прабхакары «Брихати» и «Лагхви». Работы, излагающие взгляды школы Бхатты, весьма многочисленны. Наиболее выдающимися авторами являлись Мандана Мишра, живший несколько позже Кумарилы, и Партхасаратхи Мишра, живший, вероятно, в XVI в. н. э.

Миманса представляет собой наглядный пример того, что ортодоксальная система индийской философии без насущной необходимости не признает существования бога. Иногда современные ученые делают жалкие, совершенно нереальные попытки доказать, что эта по преимуществу ортодоксальная философия ни в коем случае не могла быть атеистической. В ответ мы можем привести выдержку из работы известного мимансака XVII в. н. э. Кхандадевы и показать, что в тот период, когда сильно сказывалось влияние богословия, он, ознакомившись с первоначальным атеизмом системы, был шокирован и даже пришел в ужас. «Таким образом,—пишет он,—взгляды Джаймини изложены. Излагая их, я осквернил собственный язык. Единственная надежда заключается в том, чтобы отдаться на милость бога».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11