Другая крупная система философии, возникшая как непосредственное продолжение Вед, называется веданта. Как мы видели, данное название буквально означает «конец Вед» и относится к Упанишадам, последнему разделу ведической литературы. Поэтому веданта прежде всего означает философию Упанишад. Все ведантисты претендовали на истолковывание основных учений Упанишад, однако Упанишады не являются систематизированными трактатами, изложенные в философские и протофилософские взгляды не содержат единства. Следовательно, позднейшие философы, претендующие на истолкование взглядов Упанишад, неизбежно должны были столкнуться с задачей выработки единой, последовательной философии на основе Упанишад. Впервые такая попытка была сделана в работе «Веданта-сутра», или «Брахма-сутра», так как брахман в Упанишадах— понятие абсолютной реальности. Эта работа приписывается некоему Бадараяне. Исторические данные о нем полностью отсутствуют, и точное время систематизации философских взглядов в форме сутры неизвестно. Дасгупта считает, что сутра могла быть создана во II в. до н. э., однако Якоби определяет время между 200 и 500 г. н. э.

Все позднейшие ведантисты признают «Брахма-сутру» основной работой но философии веданты, однако сутры слишком туманны, чтобы дать ясное представление о философских взглядах, и поэтому сохраняются широкие возможности для их всевозможных интерпретаций. С течением времени были предприняты попытки обосновать значительное число философских взглядов с помощью различных интерпретаций «Брахма-сутры», причем, все они претендовали на право называться философией веданты.

Нам не следует увлекаться вопросом о том, какое из толкований действительно наиболее соответствует смыслу «Брахма-сутры» и, следовательно, Упанишадам. Более важно сосредоточить свое внимание на той интерпретации, которая как философская точка зрения оказалась наиболее сильной. Она называется адвайта-веданта или майя-вада. Согласно этой теории брахман, или абсолютная реальность, тождествен «Я», то есть чистому сознанию, и поэтому материальный мир абсолютно нереален, а представление о нем является плодом незнания, то есть авидьи, или майи.

Хотя данную философию связывают в особенности с именем Шанкары, однако в действительности она появилась в более раннее время. Из представителей периода, предшествовавшего деятельности Шанкары, крупнейшим был Гаудапада, считающийся наставником учителя Шанкары. Весьма любопытно, что вместо комментариев к «Брахма-сутре» он написал трактат в стихах «Мандукья-карика». Судя по названию, трактат должен представлять собой комментарий к «Мандукья Упанишаде», однако в действительности это в значительной степени самостоятельная философская работа. Шанкара был плодовитым автором. Помимо комментария к Брахма-сутре, озаглавленного «Шарирака-бхашья», он написал комментарии к основным Упанншадам и «Гите». Ему также приписывают ряд других работ. Собственные произведения Шанкары отличаются не столько подлинной логической проницательностью, сколько исключительно ярким литературным стилем. Крупнейшими комментаторами работ Шанкары были Вачаспати Митра, Падмапада и Сурешвара. Они истолковывали главным образом позитивный смысл позиций Шанкары, однако данная философия, как мы увидим ниже, в большей степени вредна, чем позитивна, и негативное значение доктрины было исследовано лишь позднейшими диалектиками Шрихаршой и Читсукхой. Помимо упомянутых, существует действительно большое число других работ о философии адвайты.

Страницы: 1 2 3 4 5